ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ
Композиция
в переводе с латинского означает соединение, связь, построение, составление.
Определяют три основных вида композиции: фронтальную, объемную, глубинно-пространственную. Конечно, такое разделение условно и на практике встречается сочетание различных видов композиции.
Фронтальная и объемная могут входить в состав пространственной, объемная часто складывается из замкнутых фронтальных поверхностей и в то же время является неотделимой частью пространственной среды. Ясность восприятия такой композиции зависит от взаимосвязи и расположения в ней элементов, создающих объем. С приближением к предмету увеличивается перспективное сокращение его граней.
Объемная композиция всегда взаимодействует с окружающей средой, и сама среда может увеличивать или уменьшать выразительность одной и той же композиции. Характерным признаком фронтальной композиции является распределение в одной плоскости элементов формы в двух направлениях по отношению к зрителю. Например, стенды наглядной агитации, то есть в вертикальном и горизонтальном направлениях.
Глубинно-пространственная композиция складывается из материальных элементов, различных объемов, поверхностей, интервалов между ними. Ощущение глубины усиливается, если в композицию включены элементы, которые разделяют пространство на ряд последовательных планов.
Основы художественной композиции
Каких то готовых рецептов и постулатов в использовании закономерностей и средств композиции не существует. Бытуют общепринятые понятия, позволяющие в каждом конкретном случае достичь художественной выразительности.
Изучение законов композиции само по себе не может заменить живого творчества. Но знание различных примеров, лежащих в основе принятых понятий, дает ту подготовку, без которой невозможна успешная работа.
Для определения различных видов композиции и многообразных зависимостей между ними используют такие категории как ритм, динамика, в противовес динамике-статика, масштаб и масштабность, симметрия и асимметрия, контраст, нюанс, пропорция.
Рассмотрим ритм, важнейшее средство, ведущее к упорядочению различных изображений, форм. Ритм со своим равномерным чередованием элементов, порядком сочетания линий, объемов и т.д., воздействует на наши чувства. Восприятие идет не только зрительно, но и на слух (например, в музыке, стихах). Здесь также выдержан необходимый одинаковый интервал. Когда мы смотрим на неподвижное изображение, хотя бы тот же орнамент на вазе, с чередованием каких-либо повторяющихся элементов, плоскостных, объемных, линейных, ощущение ритма дает восприятие условного движения, глаз как бы следует за этим размеренным повтором элементов стиля.
Закономерное чередование объемов, линий, поверхностей, упорядоченное изменение их характеристик - все это используется в качестве специфического средства композиции. Ритм может быть спокойным и беспокойным, может быть направленным в одну сторону или сходящимся к центру, двигаться как по горизонтали, так и по вертикали. Ощущение беспокойства могут создавать частые членения, как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении. По горизонтали чередования зрительно снижают высоту изображаемого предмета, а вертикальные делают выше.
Необходимое впечатление можно создать правильным использованием всех возможностей ритма, в частности продуманным и прочувствованным чередованием элементов, цветовых пятен, как бы направляющих движение глаз в соответствии с выбранным ритмом.
Равновесие в композиции
Мы не можем зрительно воспринимать работу законченной, если по цветовым пятнам она не уравновешена. Работа должна быть зрительно устойчива. Равновесие в композиции-это когда все элементы сбалансированы между собой относительно центра. Распределение цветовых пятен, объемов относительно центра должно давать ясную зрительную информацию об устойчивости. Равновесие и ритм присуще всему растительному и животному миру. Лист каштана, соцветие акации, рифовые кораллы.Равновесие зрительно вызывает чувства покоя, устойчивости. Зрительно мы отдыхаем от восприятия такой композиции. Используя первоначальные мотивы рекламы возможен вариант предпочтения ритмичной композиции либо упор сделать на уравновешенную со всех сторон. Динамику можно охарактеризовать зрительным восприятием движения, стремительностью формы.Динамичность делает форму броской, активной, выделяя ее среди других. Статике характерно состояние покоя, устойчивости, равновесия. У статичной композиции есть центр, вокруг которого организуется пространство. Статичность требует спокойных движений линий. Возможна комбинация двух начал - динамики и статики.
Симметрия и асимметрия в композиции
Симметрия с давних времен считалась одним из канонов красоты, так как она обеспечивает равновесие композиции, является одним из важных средств в достижении единства и художественной выразительности.Симметрия в переводе с греческого означает соразмерность. Элементы композиции должны правильно располагаться относительно плоскости или центра. Симметрия является наиболее ярким и наглядно выраженным свойством композиции. Наиболее простой вид симметрии-зеркальный, который основывается на равенстве двух частей, расположенных одна относительно другой как отражение в зеркале. Другой тип симметрии-осевая симметрия-обусловлена вращением чего-то относительно оси симметрии, то есть линии, при повороте вокруг которой это что-то может неоднократно совмещаться само с собой. Еще одной разновидностью симметрии является винтовая симметрия, которая получается в результате винтового движения вокруг неподвижной оси.Асимметрия сочетает и располагает элементы композиции так, при которой ось или плоскость симметрии отсутствует полностью. В такой композиции очень важна зрительная уравновешенность всех частей по массе, цвету, тону. Необходима динамическая уравновешенность элементов, что бы создавалось впечатление движения в пределах целого. Если симметричная композиция читается легко и сразу, то асимметричная постепенно. Симметрия и асимметрия помогают достичь художественной выразительности статичных и динамичных композиций. Абсолютной симметрии и асимметрии в природе практически не существует. Восприятие реальной величины предметов возникает только в сравнении друг относительно друга. Для характеристики соразмерности используют понятия масштаб и масштабность. Нужно развивать в себе чувство масштабности, реальное восприятие мира, отдельных явлений в их конкретной величине. При достижении правильной масштабности большую роль играют мелкие детали. Масштабность является наиболее сложным средством композиции. Достаточно свободно можно использовать масштабность, исходя, прежде всего из соображений художественной выразительности. Масштаб и пропорции неразрывно связаны между собой. Пропорция-это равенство двух отношений. Это еще одно из классических и универсальных средств композиции. Пропорциональные величины зависят друг от друга настолько, что с увеличением одной в несколько раз, соответственно во столько же раз увеличивается другая величина. Соотношения форм, объемов - основа, на которой строится вся композиция. Пропорционирование следует рассматривать как творческий процесс. Все должно быть взаимосвязано пропорциями, имеющими большое художественное значение. Они определяют соразмерность и гармоническую согласованность всех элементов композиции, всех ее частей между собой и целым. Все необходимо выверить настолько, что бы ни прибавить, ни убавить ничего уже было бы не возможно. золотое сечение Среди идеально выверенных пропорций особо можно выделить "золотое сечение", которое выражается числом 1,62.Чтобы разделить отрезок АВ в пропорции "золотого сечения", достаточно в точке В восстановить перпендикуляр ВС=АВ:2 и на стороне АВ отложить АД=АС-ВС. Отношение АД:ДВ=АВ:АД=1,62."Золотое сечение" применено при построении пятиконечной звезды, где в каждой точке пересечения стороны звезды делятся на две части в отношении "золотого сечения". Термин "золотого сечения" ввел в обиход Леонардо да Винчи, но сам секрет был известен еще в далекой древности. Ученые утверждают, что Египетские пирамиды, Парфенон, - все это результат практического применения простого отношения по принципу "золотого сечения". Именно оно вызывает впечатление красоты и гармонии, согласованности частей. На практике применяется приближенное "золотое сечение", где каждое последующее число является суммой двух предыдущих-3:5 /5:8/ 8:13/ 13:21и т. д. Эти соотношения названы в честь автора Фибоначчи. Одним из основных часто используемых средств композиции является контраст. Другими словами резко выраженная противоположность цвета, объема. С помощью контраста можно подчеркнуть, усилить выразительность. Подчиненный интересам композиции, контраст активизирует необходимый элемент. А при его отсутствии изображение может оказаться маловыразительным и скучным. Контрастные сопоставления способствуют обострению восприятия в целом. Усиливая, подчеркивая различие между цветовыми пятнами, объемами, контраст объединяет их в одном - изображение в целом получается напряженным и броским. Связь частей композиции становится более доступной в понимании, если в ней находится главный элемент, вокруг которого на художественной основе объединяются остальные. Центр композиции-это главное, все остальные части должны иметь направленность, тяготение к нему по расположению, по смещению, по ритму деталей или по асимметричности композиции. Введение главного композиционного элемента и соподчиненность остальных частей ему усиливает внутреннюю связь частей между собой и повышает общую выразительность. Цветовой контраст (пятно, фон) широко применяется в изобразительном искусстве. Но очень сильный контраст может зрительно разрушить композиционный строй. Поэтому степень применяемого контраста ограничивается требованиями сохранения цельности впечатления. Выбор степени контраста определяется художественной интуицией и зависит от решаемых задач. Если контраст несет в себе явно выраженную противоположность, то нюанс несет в себе едва заметный переход, оттенок. Но принципы у них общие-подчеркнуть и выделить отдельные детали, улучшить всю композицию. Нюанс-еще один способ выразительности. Он представляет собой как бы градацию отношений однородных частей. В живописной технике нюанс-это разнообразная гамма вариантов в тончайших оттенках цвета. К нюансу прибегают, как правило, на завершающей стадии работы. Нюансировка-главное, что делает произведение более совершенным, элегантным. Нюанс едва заметен, акцент звучит жестче, ярче. Задача акцента заострить, привлечь внимание определенной деталью. Все отмеченные категории: ритм, симметрия, асимметрия, динамика или статика, контраст, нюанс, акцент представляют собой отражение в нашем сознании разнообразных свойств природы. Любая форма в природе состоит не из случайного скопления отдельных независимых частей и элементов, а является гармонически стройным в своем единстве целым и имеет определенный порядок в построении.
Светлана Белова
Линия горизонта считается одним из аспектов внутренней геометрии пейзажной картины. Окончательный результат зависит от того, насколько удачно художнику удастся организовать и скомпоновать между собой отдельные элементы композиции, к числу которых относятся пространство, тон, цвет и формат.
Когда вы начинаете писать пейзаж, внимательно продумайте, где вам расположить линию горизонта, которая существенно влияет на атмосферу картины.
Расположение линии горизонта определяет существующую на картине пропорцию между небом и землей. Это, в свою очередь, влияет на восприятие пространства картины и ее атмосферу. Любопытно заметить, что практически любая нарисованная на прямоугольной плоскости горизонтальная линия большинством людей «читается» как линия горизонта.
НИЗКИЙ ГОРИЗОНТ
Плоские, открытые пейзажи — такие, например, как поля, равнины или болота, — требуют широкого, свободного пространства с низкорасположенной линией горизонта и большим, высоким небом, которое играет важную роль в создании атмосферы. По тому же принципу строится композиция большинства морских пейзажей.
На настроение композиции влияет также формат картины. Вспомним, например, морскую сцену Эжена Бодена «Дювиль», написанную в пейзажном формате с низко расположенной линией горизонта и огромным, затянутым облаками, небом. Иллюзию глубины пространства на картине создают постепенно уменьшающиеся в перспективе фигурки людей.
Иначе поступил Клод Моне, когда писал свои знаменитые «Тополя на берегу реки Эпт». Здесь художник решил сочетать очень низкую линию горизонта с вертикальным, портретным форматом картины. Высокие, похожие на колонны стволы тополей расположены вдоль извилистой линии и уверенно ведут взгляд зрителя в глубину пространства картины.
Ракурс, или высота, с которой мы смотрим на сцену глазами художника, также крайне важен в пейзажной живописи и сильно влияет на всю композицию в целом. Если мы смотрим на сцену сверху, стоя на возвышении, горизонт отступает назад, и наш взгляд способен охватить большее пространство. В той же картине Моне, написанной с очень низкого ракурса, преобладает небо с выступающими на его фоне стволами деревьев.
Картина «Тополя на берегу реки Эпт» была написана Клодом Моне осенью. Теплые тона пожелтевшей листвы подчеркивают сложную линию, по которой растут деревья, стоящие на извилистом речном берегу. Эта линия создает иллюзию глубины пространства картины.
«Тополя на берегу реки Эпт» Клод Моне
ВЫСОКИЙ ГОРИЗОНТ
Высокий горизонт, напротив, оставляет мало места для неба и образует закрытое пространство, в котором пейзаж становится более интимным. В природе эффект закрытого пространства встречается в горных долинах, где нависающие над головой скалы и отбрасываемые ими глубокие тени закрывают практически все небо.
Подобную атмосферу создают также густые леса. Для своей картины «Красные виноградники в Арле» Винсент Ван Гог выбрал необычайно высокий ракурс, благодаря которому мы имеем возможность рассмотреть все, что происходит на виноградниках. Высоко расположенная линия горизонта делает пространство картины плоским, и это использует художник, создающий графическое, почти декоративное полотно.
В своей картине «Красные виноградники в Арле» Винсент Baн Гог использовал высокий горизонт. Это позволило ему сделать более закрытым пространство пейзажа, выдержанного в красных, оранжевых и золотистых тонах.
«Красные виноградники в Арле» Винсент Baн Гог
КРАСКИ, ПЕРЕДАЮЩИЕ ЦВЕТ НЕБА
Выберите простой пейзаж и сделайте несколько набросков, пытаясь в каждом из них по-новому расположить линию горизонта. Вы увидите, каким образом внутренняя геометрия картины влияет на ее атмосферу.
Если линия горизонта расположена низко и в композиции преобладает грозовое небо, атмосфера картины наполнится драматизмом.
Если добавить по краям сцены деревья, пространство картины сразу же станет намного более замкнутым.
Высоко расположенная линия горизонта в сочетании с портретным форматом резко приближает пейзаж к зрителю.
Извилистая дорожка или река помогает вести взгляд зрителя к линии горизонта и усиливает иллюзию глубины пространства картины.
Расположенная точно посередине линия горизонта считается моветоном, поскольку симметричная композиция слишком утомительна для глаза.
Высокий горизонт
Высокий горизонт создает закрытое, интимное пространство и резко приближает его к зрителю, позволяя художнику тщательно выписать детали на переднем плане.
Горизонт, делящий картину пополам
Горизонт, делящий картину пополам, делает композицию неподвижной.
Некоторую динамику пейзажу может придать лишь правильно найденный тональный баланс между отдельными элементами композиции.
Низкий горизонт
Низкий горизонт освобождает много места для неба, помогает художнику наполнить картину воздухом и показать широкое, уходящее вдаль пространство.
Комментариев нет:
Отправить комментарий